Вот ещё добавлю материальчик по НД фильтрам.
ND фильтры, это солнцезащитные очки для ваших линз, так проще всего объяснить. Все используют это сравнение потому, что оно шикарно. Дело в чём? Съемка видео сильно отличается от съемки фото. Выдержка должна быть в два раза больше
количества кадров в секунду. Когда вы снимаете видео
24 кадра в секунду, это популярная кинематографическая кадровая частота, с которой многие снимают видео. Итак, скорость затвора должна быть вдвое больше кадровой частоты, в этом случае 50-т . При 50-ти вы получите размытие движения, что сделает видео более естественным, оно не будет супер дерганым, прерывистым и странным, будет именно таким, каким его видит его человеческий глаз. Вы скажете: когда я на улице в светлое время суток, я не могу снимать на 50 из-за большого количества света, которое засвечивает картинку!!!
Всё что нужно, это надеть ND фильтр. Это позволит вам держать настройки камеры на требуемом уровне. Таким образом, вы можете контролировать количество входящего света, вращая регулируемый ND фильтр. Я использую их со всеми моими линзами и не важно что на улице! Для каждой линзы у меня ND фильтры различных диаметров. Идите покупайте фильтры и делайте видеосъемку качественной.
Разберёмся с характеристиками ND-фильтров
Производители могут по-разному обозначать плотность фильтра. Ниже приведена таблица, которая поможет вам подобрать нейтральный фильтр с нужными свойствами:
1 столбик : Значение экспозиции, EV («шаг», «стоп»)
2 столбик: Плотность (единицы измерения зависят от производителя)
3 столбик: Количество пропускаемого света, %
1 0,3-ND2 50
2 0,6-ND4 25
3 0,9-ND8 12,5
4 1,2-ND16 6,25
5 1,5-ND32 3,125
6 1,8-ND64 1,563
7 2,1-ND128 0,781
8 2,4-ND256 0,391
Вот очень хорошая статья:
Какой ND-фильтр выбрать - моя золотая середина
- ND-фильтр
Я думаю, что самый полезный фильтр для пейзажного фотографа – это ND-фильтр, он же нейтрально-серый фильтр, который ослабляет количество света по всему кадру. Если градиентный фильтр можно с успехом заменить стеком по экспозиции (c HDR или зональным стеком с масками), а поляризационный фильтр в большинстве пейзажных случаев можно заменить обработкой (dehaze, кривые, clarity). То с уменьшением света так не получиться. Если хочется размыть днём водичку в фонтане, реке, море, озере, водопаде – то диафрагмы f/22 и чувствительности ISO 50 в настройках камеры явно не хватает. И чтобы хорошо снимать городские вечерние/ночные/рассветные пейзажи с трассерами (линиями от огней машин через весь кадр) – тоже нужны в подавляющем большинстве случаев ND-фильтры. Ещё интересно дневные облачка снимать на длинную выдержку, когда их размазывает по небушку.
Собственно, ND-фильтры – это единственные фильтры, которые я не выкладываю из фоторюкзака, даже если не беру штатив (ну просто чтобы не забыть их взять). Мой путь к текущему набору ND-фильтров был длиной в несколько лет, вот им и результатом на сегодня хочу поделиться.
С ND-фильтрами я снимаю на камеру Canon 5D Mk II и объектив EF 24-70/2.8 c диаметром резьбы под фильтр 77 мм. Такой же
посадочный диаметр под фильтр и у моего телевика 70-200, но за последние три года снял, наверное, всего пару кадров на телевик с ND-фильтров. И сюжетов под это не так много и проблемы с фиксацией камеры – для съёмки на телевик даже очень небольшая дрожь делает картинку смазанной.
Сначала я купил фильтр Hoya Pro-1 ND 64x, именно моя модель снята производства, её аналог сейчас – PROND64. Этот фильтр ослабляет экспозицию на 6 стопов (EV). Благодаря ему у меня стали замечательно получаться выдержки в единицы секунд в пасмурную погоду и при достаточно слабом свете (рассвет/закаты), а также в дремучем лесу даже в солнечный день. Фильтр вообще не вносит никаких ухудшений в картинку - цвета не уходят, резкость не падает, контраст не падает. И этот фильтр ultra wide - тоненький, я его даже вторым сверху своего ultra wide UV фильтра накручиваю - и на 24 мм ничего не виньетит. В видоискателе моего второго пятака всё видно при накрученном фильтре, хотя конечно рекомендую при съёмке с ND-фильтром пользоваться Live View. В общем ND фильтр 64х или минус 6 стопов - для меня самый универсальный и часто применяемый. И конкретно фильтр Hoya - хорош, никаких нареканий у меня нет.
Но минус шесть стопов - это мало в солнечную погоду. И есть реально ситуации, когда хочется минус три или четыре стопа. В общем начал я думать, что дальше покупать из ND-фильтров. И пошёл я неправильным путём. Узнал я про ND-фильтры переменной плотности, которые затемняют плавно, в которые крутятся два полярика, посмотрел, что у той же Hoya они стоят сильно дороже обычных ND-фильтров - 250-300 баксов против 60-100. Идея у меня была такая - купить ultrawide фильтр переменной плотности и накручивать его сверху моего 64x, чтобы повышать затемнение. Искусился я два раза купить китайские ND фильтры, сначала мусорный за 15 баксов от FOTGA, затем за 90 баксов - “Haida PROII-S 77mm Super Wide Angle MC Variable Neutral Density ND ND8-ND1000” - типа хороший китайский бренд, который стёкла делает для B+W. И два раза был жестоко разочарован. После половины диапазона затемнения с моих объективом 24-70 возникали очень хорошо видимые и нередактируемые градиентные звездообразные затемнения по центру. Просто ужас, фильтры не отрабатывали и половины диапазона. Так и валяются дома, не смог пока их продать по объявлениям )))
Я знаю фотографов, которые снимают на брендовые ND фильтры переменной плотности, наверное эти фильтры лучше, они сильно на них не жаловались ))) Но я пока уверен только в классических ND фильтрах.
Но желание иметь фильтр потемней всё же возобладало. Я приглядывался к фильтрам ND400 и ND1000 с остаблением в 9 и 10 стопов. По экономическим соображениям был выбран Hoya PROND1000. Он не ultra wide, чтобы снимать на широкий угол - его надо ставить один на объектив и на 24 мм возникает очень небольшая каёмочка по углам, ну там можно штампом мазнуть или обрезать кадр на 1-2%. Цвет тоже не портиться, контраст не падает. В видоискатель уже очень плохо видать картинку, надо работать только по Live View.
Давайте посчитаем, что даёт минус 10 стопов в солнечный день. Кто снимал на плёнку - помнит Sunny 16 Rule - ставим выдержку равной ISO и в солнечный день зажимаем диафрагму до f/16.
Имеем без фильтра - ISO 100, 1/125 сек, f/16
Делаем минус 10 стопов (ISO на 50 спускать не будем, не во всех камерах это есть) с сохранением диафграгмы f/16 - выходит выдержка 8 секунд. В реальности конечно может быть как чуть больше, так и поменьше, мы же пользуемся умной мультизонной системой экспозамера цифровой камеры.
Вообще можно ND64 и ND1000 накрутить друг на друга и получить минус 16 стопов, но тут конечно уже широкий конец объектива в 24 мм будет недоступен, примерно с 28 мм уже виньетирование пропадает. Минус 16 стопов - это реально можно выдержку в минуту сделать в солнечный день, например в городе вообще превратить людей и машины в солнечное марево.
Итого мой джентельменский набор ND фильтров
ND64 минус 6 стопов, взял Hoya за 60 долларов
ND1000 минус 10 стопов, взял Hoya за 90 долларов
Ссылка на оригинал статьи
https://egorov.livejournal.com/457040.html