Что такое фильтр нейтральной плотности?
ND-фильтр - это, по сути, фильтр, который, помещенный перед линзой, он уменьшает количество света, попадающего в камеру. Подумайте о ND-фильтре как о солнцезащитных очках для вашей камеры - хотя и о солнцезащитных очках, которые не меняют цвет видимого пространства, захватываемого камерой и объективом, - отсюда и название фильтра - «нейтральный» .
Что делают фильтры нейтральной плотности?
Существует несколько реальных применений фильтра ND - один с апертурой, а второй с выдержкой .
Апертура – это показатель степени открытия/закрытия объектива во время съемки. Измеряется это значение в f-стопах. Значение апертуры говорит об отношении фокусной длины к диаметру отверстия перед объективом. Следовательно, чем ниже значение апертуры, тем шире открыт объектив и больше света попадает на матрицу.
1. Диафрагма - малая глубина резкости при ярком освещении
Даже при невероятно высоких скоростях затвора современных профессиональных камер и ранее недостижимых скоростях затвора, представленных электронными затворами, в фотографии все еще есть место для фильтра ND. А уж для видеосъемки ND фильтр просто незаменимая вещь.
Что означают цифры на фильтрах ND?
Фильтры ND бывают разных уровней силы или темноты. Для фотографа проще всего было бы иметь ND-фильтры, которые показывают, на сколько остановок света (стопов) они затемнят вашу экспозицию. Разработанные оптическими инженерами, большинство брендов ND-фильтров маркируют свою продукцию либо номером коэффициента фильтра ND, либо числом оптической плотности. К сожалению, для фотографа ни коэффициент фильтрации, ни число оптической плотности не равны количеству СТОПОВ, на которые уменьшается свет.
Уровень плотности | Компенсация ступеней экспозиции | Проценты светопропускания |
4 | 2 | 25.000 |
8 | 3 | 12.500 |
16 | 4 | 6.250 |
32 | 5 | 3.125 |
64 | 6 | 1.563 |
100 | 6 2/3 | 1.000 |
200 | 7 2/3 | 0.500 |
500 | 9 | 0.200 |
1000 | 10 | 0.010 |
Итак, вот удобная таблица, на которую можно ссылаться при покупке фильтра ND или использовании фильтра, которым вы уже владеете.
Таблица сравнения маркировок ND фильтров разных производителей. Подбор по названиям и опциям
СТОПЫ. Для простоты мы используем здесь целые числа, за исключением нескольких | Число оптической плотности (иногда с предваряющим «ND» перед номером) | ND 1 номер | Номер фактора фильтра (иногда с префиксом «ND» перед номером) | Кол-во света (меньше) |
0 | 0 | - | 0 | 0 |
1 | ND 0.3 or "ND 0.3" | ND 101 | 2 or "ND2" | 1/2 |
2 | ND 0.6 | ND 102 | 4 | 1/4 |
3 | ND 0.9 | ND 103 | 8 | 1/8 |
4 | ND 1.2 | ND 104 | 16 | 1/16 |
5 | ND 1.5 | ND 105 | 32 | 1/32 |
6 | ND 1.8 | ND 106 | 64 | 1/64 |
6 2/3 | ND 2 | 100 | 1/100 | |
7 | ND 2.1 | ND 107 | 128 | 1/128 |
8 | ND 2.4 | ND 108 | 256 | 1/256 |
9 | ND 2.7 | ND 109 | 512 | 1/512 |
10 | ND 3.0 | ND 110 | 1024 (a.k.a. ND1000) | 1/1024 |
11 | ND 3.3 | ND 111 | 2048 | 1/2048 |
12 | ND 3.6 | ND 112 | 4096 | 1/4096 |
13 | ND 3.9 | ND 113 | 8192 | 1/8192 |
13 1/3 | ND 4 | 10000 | 1/10000 | |
14 | ND 4.2 | ND 114 | 16384 | 1/16384 |
15 | ND 4.5 | ND 115 | 32768 | 1/32768 |
16 | ND 4.8 | ND 116 | 65536 | 1/65536 |
16 2/3 | ND 5.0 | 100000 | 1/100000 | |
17 | ND 5.1 | ND 117 | 131072 | 1/131072 |
18 | ND 5.4 | ND 118 | 262144 | 1/262144 |
19 | ND 5.7 | ND 119 | 524288 | 1/524288 |
20 | ND 6 | ND 120 | 1048576 | 1/1048576 |
22 | ND 6.6 | ND 122 | 4194304 | 1/4194304 |
24 | ND 7.2 | ND 124 | 16777216 | 1/16777216 |
Таким образом, для каждого СТОПа фильтра ND, вы вдвое уменьшаете количество света, попадающего в камеру.
Когда свет уменьшается вдвое, для поддержания одинаковой экспозиции вам необходимо удвоить выдержку.
Добавьте еще одну остановку ND; удвоить скорость затвора снова.
Давайте посмотрим, в графической форме, как ND-фильтр влияет на время воздействия:
Исходная выдержка | СТОП ND Фильтра | Новая выдержка (округляется до стандартной скорости затвора камеры, когда это применимо) |
1s | 0 | 1 сек. |
1s | 1 | 2 сек. |
1s | 2 | 4 сек. |
1s | 3 | 8 сек. |
1s | 4 | 15 сек. |
1s | 5 | 30 сек. |
1s | 6 | 1 мин |
1s | 7 | 2 мин |
1s | 8 | 4 мин |
1s | 9 | 8 мин |
1s | 10 | 16 мин |
1s | 11 | 30 мин. |
1s | 12 | 1 час |
1s | 13 | 2 часа |
1s | 14 | 4 часа |
1s | 15 | 8 часов |
1s | 16 | 16 часов |
1s | 17 | 32 часа |
1s | 18 | 64 часа |
1s | 19 | 128 часов |
1s | 20 | 256 часов |
1s | 21 | 512 часов |
1s | 22 | 1024 часа |
1s | 23 | 2048 часов |
1s | 24 | 4096 часов ( 170 дней и 16 часов) |
Практические примеры
Вот пример изменения экспозиции, влияющего на скорость затвора при использовании фильтра ND, где ваша цель - снимать с более низкой скоростью затвора, чтобы размыть водопад.
Из-за яркого дневного света исходная выдержка, даже если объектив уменьшен до f / 16, составляет 1/800 и замерзает. У вас в сумке 6-ступенчатый фильтр ND, и вы привинчиваете его к объективу. Вот результат:
Исходная экспозиция: ISO 200, f / 16,0, 1/800.
Экспозиция с 6-ступенчатым ND-фильтром: ISO 200, f / 16,0, 1/13.
Вот пример настройки экспозиции для попытки поддержания определенной диафрагмы при использовании фильтра ND. Вы снимаете среди бела дня и хотите сфотографировать цветок с боке . Вы открываете свой объектив для f/1.4, ваш экспонометр имеет разметку, потому что фотокамера не может спустить затвор быстрее 1/4000 для получения правильной экспозиции.
Добавьте фильтр ND и посмотрите, что произойдет:
Исходная экспозиция: ISO 200, f / 1.4, передержка 1/4000.
Экспозиция с 6- ступенчатым ND-фильтром: ISO 200, f / 1.4, 1/60 ... все еще переэкспонирован, но выдержка легко достигается камерой. Итак, теперь вы можете снимать одну и ту же сцену, скажем, на 1/500 и получать свою небольшую глубину резкости при дневном свете.
Накладка фильтров НД
Одна из техник, которую используют фотографы - это «накладка фильтров». Если у вас есть более одного фильтра ND, вы можете объединить два (или более фильтра), чтобы получить больше СТОПОВ ND для различных фотографических или видео вариантов.
Математика стекирования проста: если вы комбинируете 6-ступенчатый ND-фильтр и 10-ступенчатый ND-фильтр, теперь у вас есть 16-ступенчатый ND-фильтр.
Недостатком стековых фильтров является то, что для каждого добавляемого вами фильтра вы заставляете свет - проходить через всё больше стеклянных (или полимерных) элементов. Чем больше стёкол должен пройти свет, тем больше вероятность того, что он преломится сильнее, что приведет к мягкости или хроматическим аберрациям в изображении.
Формы фильтра НД
Большинство «твердых» ND-фильтров круглые и привинчиваются к передней части объектива. Более крупные линзы могут иметь круглые вставные фильтры. Однако некоторые ND-фильтры имеют прямоугольную или квадратную форму и вставляются в специальные держатели, которые прикрепляются к передней части объектива. Оценки фильтра для круглых и прямоугольных фильтров идентичны.
Другие типы фильтров ND
Фильтр градуированной нейтральной плотности (GND) - Фильтр GND
- это фильтр ND, который переходит от светлого к темному. Прямоугольные фильтры GND более популярны, чем круглые, потому что они позволяют фотографу регулировать положение области перехода от светлого к темному. Основное назначение фильтра GND - сбалансировать экспозицию на изображении, которое содержит яркое небо и относительно темный передний план. Пейзажные фотографы являются крупными потребителями GND-фильтров, и они особенно хороши при съемке закатных изображений.
Фильтр переменной нейтральной плотности (VND)
- Фильтр VND дает фотографу возможность «набирать» количество фильтрации, поворачивая внешнее кольцо фильтра с двумя кольцами. Максимальная и минимальная оценка ND различаются в зависимости от разных фильтров, но наиболее популярны разновидности от 2 до 8 ступеней. Преимущество фильтра VND заключается в том, что вам нужен только один фильтр ND, чтобы получить различные уровни темноты. Недостаток фильтра VND заключается в том, что благодаря конструкции фильтров при приближении к максимальному значению ND вы можете получить перекрестный рисунок по всему изображению. Это можно исправить, набрав немного настройку ND.
Фильтр центральной нейтральной плотности (CND)
- фильтр ND наименьшей категории, фильтр CND имеет затемненный центр и более светлые края. Он служит для балансировки экспозиции по всему кадру при использовании экстремально широкоугольных объективов.
Поляризационный фильтр
- Да, ваш поляризационный фильтр является фильтром ND, которым вы, возможно, уже владеете. Большинство поляризаторов дают эффект ND-фильтра с двумя ступенями, обеспечивая поляризационные эффекты «невозможно достичь при обработке»: они убирают блики, затемняют голубое небо и видят все дальше в воде.
Рекомендуемые коэффициенты фильтра ND
Многие фотографы-пейзажисты рекомендуют вам отправиться в поле с 6-ступенчатым ND-фильтром, который идеально подойдет для замедления скорости затвора, достаточной для плавного движения горных ручьев и водопадов. Добавьте свой поляризатор, чтобы сделать его 8-ступенчатым стеком ND.
Некоторые свадебные и портретные фотографы предпочитают 3-ступенчатый фильтр ND, чтобы дать им возможность широко открытой диафрагмы при съемке на солнце. Объедините это с 6-ступенчатой для 9-ступенчатой комбинации, когда это необходимо.
10-ступенчатые и более темные ND-фильтры становятся популярными у многих фотографов, поскольку они позволяют снимать с очень низкой скоростью затвора и снимать с чрезвычайно большой апертурой при ярком солнечном свете.
Если у вас есть время, чтобы проверить скорость затвора в режиме ночной фотографии, вы можете получить довольно крутые эффекты с этими супер темными фильтрами в городских и естественных условиях. В крайнем случае, 24-ступенчатый ND-фильтр отлично подходит для изображений с солнцем прямо в кадре.